Если б не было войны...
Войны выигрывают учителя. В этом утверждении нет парадокса. Кто, как не педагог, в значительной мере
формирует характер своих воспитанников?! Чем убедительнее, содержательнее сила влияния наставника, тем
тверже, закаленнее нравственный стержень, составляющий жизненную основу и смысл существования его
учеников.
Вот почему надо бы низко поклониться соотечественникам, причастным к учительскому сословию довоенной поры. Они, педагоги, смогли взрастить поколения Победителей, людей мужественных, убежденных, непокоренных.
Достигалось это главным педагогическим приемом — на основе собственного примера. В основе своей — подвижники, энтузиасты, люди бескорыстные, с открытой душой, и своим ученикам прививали потребность жить интересами коллектива. Дорожить собственным достоинством. Быть стойкими, отвечать за свои слова, дела и поступки. А еще — ценить отчий край, Родину, которой обязаны всем. И если потребуют обстоятельства — встать на ее защиту. «Если завтра война, если завтра в поход...» — под таким девизом росла тогда молодежь.
Увы, предчувствия не обманули. На нашу страну напал враг грозный и коварный — фашисты. Они готовились подчинить себе весь мир, и многое им удавалось — за короткий период полЕвропы лежало у их ног. Но только в нашей стране враг получил достойный отпор — не на тех напал...
На защиту Отечества поднялся у нас весь народ, и стар, и мал...
Могут возразить: а как же некоторые, отдельные, кто в суровую годину старался отсидеться в стороне или вовсе шел на сговор с силами зла? Кто был способен предавать, угодничать, соглашаться на сотрудничество?
Были и такие. Натуры низкие, малодушные, попросту трусливые. Но не о них речь, не о тех из малой части общества, которые своими деяниями поставили себя вне его.
Мы будем вести разговор о людях с большой буквы. О тех, кто в силу внутренней убежденности, что каждый в ответе за судьбу страны, добровольцами вступал в ряды Красной Армии, в партизанские отряды, создавал очаги сопротивления врагу на времен но оккупированных территориях в составе групп подпольщиков.
Они отчетливо понимали на что шли, отдавали себе отчет: рискуют всем — самой жизнью — в случае провала. И делали выбор, поднимаясь на бой с врагом за правое дело не по принуждению — по долгу совести так были воспитаны...
С чего начиналась Родина для Нины Манджугинской? С рассветов над Сновью, которая катила воды неподалеку от отцовского дома в поселке Красное. С одурманивающих запахов цветущей сирени по весне и густого аромата жнивья — поздним летом и ранней осенью. С вековой мудрости крестьянского уклада жизни, которому следовали все в округе...
В других краях бывать ей не приходилось. Но свой был мил и дорог до боли...
С долгожданной радостью пошла учиться в начальную школу, что располагалась неподалеку — в деревне Раковка. Понять ее было легко — ведь первым школьным учителем у нее стал Григорий Петрович Манджугинский, родной отец.
Нина привыкла к тому, что к ним в дом — в любую пору — заходил и односельчане, люди взрослые. Шли за тем, чтобы получить дельный совет, разъяснение по какому-то поводу. В поселке Манджугинский пользовался репутацией человека не просто знающего, но и справедливого, рассудительного, принципиального.
На уроках учитель дочь не выделял, спрос был с нее — как требовалось. Нина твердо усвоила: поблажек не будет, рассчитывай только на себя.
И она старалась... Учиться. Помогать родителям. Присматривать за младшей сестренкой Владленой.
Учеба ей давалась. И там, в Раковке (школы той нынче нет, оставили жители и поселок Красное), и в
Хороменской школе-семилетке, и в Чуровичах, где девушке довелось учиться в старших классах. Да и цель
ставила определенную: задумала и сама связать свою судьбу с педагогическим ремеслом. Пример отца манил
и воодушевлял.
Надо учесть: в ту пору наиболее престижными профессиями у молодежи считались военные, особенно
хотелось стать летчиками. А среди гражданских именно профессия учителя была на особом счету, в почете.
— В часы непогоды, прежде чем возвращаться из Чуровичской школы к себе в Красное, Нина пережидала дождь или пургу у подруги — Марии Поляковой, моей тети, — вспоминает Мария Акимовна Гавриленко (в девичестве — Кравцова). — Я тогда была много младше их, к разговору особенно не прислушивалась. Но запомнилось, с каким уважением, порой — с восхищением девушки отзывались о своих учителях, разбирали ход уроков...
Некоторое время Манджугинская стояла перед выбором. Школа окончена, впереди — вступительные экзамены в институт. Ясное дело — вучительский. А вот какой специальности учиться? Ей очень нравилось, как поставлено в Чуровичской школе преподавание русского языка и литературы. Родную словесность обожала. Читала книги запоем, открывая для себя восхитительные страницы поэзии и прозы. Восхищалась поступками любимых героев повестей и романов.
Впитывала мудрость книг дорогих с детства авторов — Пушкина, Лермонтова, Гоголя, которые в своих произведениях не уставали напоминать, что патриотизм есть святое, глубоко личное чувство к Родине. Она и сама была наполнена эти чувством.
Другая привязанность — предмет истории. Интереснейший. Манящий возможностью прикоснуться к тайнам времен. Более того, как объяснил ей отец, история не просто позволяет лучше узнать прошлое, но и формирует будущее. А это так много значит в шкапе ценностей для каждого педагога! Увлеченность историей как предметом пересилила. Девушка после окончания школы подала документы в Новозыбковский учительский институт. Успешно выдержала вступительные экзамены и была зачислена студентом истфака.
... Манджугинская дорожила каждой минутой учебы, проведенной в студенческих аудиториях, в библиотеке. Активно участвовала в общественной жизни факультета. Была окружена друзьями. Всесторонне готовилась к тому, чтобы суметь грамотно отвечать на вопросы своих будущих учеников, часто весьма каверзные и непредсказуемые.
...Нина Григорьевна добилась своего —с дипломом учителя истории вернулась домой, в Красное, к отцу, сестренке. Матери уже не было — умерла. На календаре был июнь 1941 года...
Вглядись, читатель, в этот снимок на газетной странице. Перед нами Нина Манджугинская именно в ту пору — в начале июня 1941 года. Это фото — единственное, которое сохранило нам ее черты. Снимку много лет, со временем он потускнел. Но обратите внимание на то, какой радостью светятся глаза девушки, насколько открытая у нее улыбка, как же она удивительно обаятельна и красива!
Таким взглядом обладает человек в пору своей юности, когда он счастлив, наполнен ожиданием чего-то самого светлого в жизни, что обязательно сбудется. Нина Григорьевна Манджугинская, начинающий педагог, всему сказанному соответствовала.
Но осуществиться мечтам оказалось не суждено. Началась война. Самая кровавая из всех войн...
Поселок Красное—та территория, где на момент прихода к нам оккупантов жители окрестных сел и деревень — как со стороны российской, так и соседней — украинской, — готовились повсеместно дать врагу решительный отпор. Здесь, неподалеку, в урочище «Теньское», уже в августе 41-го года, формировался партизанский отряд, который впоследствии станет отрядом имени Кирова.
Вступали в него люди с единой целью — не дать гитлеровцам возможности почувствовать себя хозяевами на нашей земле. Григорий Петрович Манджугинский в отряд вступил в числе первых. Всю жизнь следовал правилу: быть там, где ты нужен.
Самим своим присутствием в отряде народных мстителей сельский учитель вселял уверенность в сердцах
земляков, теперь уже и боевых товарищей, что правда на их стороне и головы склонять перед захватчиками
нельзя. Вот только бое вой путь партизана Манджугинского оказался недолгим. Возвращаясь на базу после
выполнения очередного задания, группа бойцов, в которою входил и Григорий Петрович, попала в засаду...
Манджугинский был сражен вражеской пулей наповал...
Весть о гибели отца Нину потрясла. Но не сломила.
Ведь недаром тот учил ее держать удары, на которые горазда судьба. Она сумела взять себя в руки и приняла решение: сама станет в боевой строй вместо отца. И отомстит за его смерть, за то горе, кровь и слезы, что принесли непрошенные гости на нашу землю...
Очень скоро Нина Григорьевна Манджугинская становится полноправным бойцом партизанского отряда имени Кирова.
...Задания, которые поручает выполнить девушке командование отряда народных мстителей, касались изучения обстановки, связанной с дислокацией вражеских гарнизонов, формирований. Доводилось также выполнять другие поручения: доставлять необходимые, срочные сведения бойцам соседних отрядов партизан.
На их основе строился план очередной боевой операции — касалосьли это подрыва вражеского эшелона, железнодорожного моста, нападения на полицейский участок.
...Задачи были откровенно опасными. Она это сознавала — живой ведь была человек. От Нины требовалось ее личное присутствие в районе, где все в округе было буквально наводнено гитлеровцами или их приспешниками из числа местных жителей.
Не заметить статную, очаровательную девушку с темными тугими косами, затянутыми в пучок, строгим взглядом было попросту невозможно. Один раз все прошло без сучка и задоринки, другой... А дальше?
Вот и командир отряда поостерег:
— Будь внимательнее, на рожон не лезь... Куда там! Ни на понимала: ее сведения необходимы партизанам
как воздух. Значит, требуется рисковать. Потому и боевые операции складываются для бойцов отряда
имени Кирова успешно, без серьезных потерь с нашей стороны. Значит, она права в своем выборе.
Была еще одна причина, которая как бы притупляла бдительность разведчицы. Она — личного характера.
В их отряде оказался лейтенант Красной Армии по имени Артур. Бежал из немецкого плена.
Дисциплинированный, поармейски собранный, он привлек внимание Манджугинской. Между молодыми
людьми возникла взаимная симпатия, что, согласитесь, придает силы в любых условиях. На задания теперь
они уходили вместе... Так обстояло дело и в тот роковой час для обоих. Тут следует оговорка. Сушествует
несколько версий, согласно которых партизаны оказались в руках врага. По одной, Манджугинскую
выследили на рынке. Подругой...
Впрочем, мы воспользуемся той, которую изложила М.А. Гавриленко, очевидец событий...
...Итак, морозным февральским вечером в Чуровичи со стороны Хоромного вошли парень и девушка — Артур и Нина. По требованиям немецкой комендатуры любой гражданин, прибывший в село, обязан был получить в ратуше разрешение на ночлег.
У молодых людей на руках пропуска имелись, и они спокойно направились в ратушу — ничего каких-либо неприятностей не предвещало... Но случилось непредвиденное: Нину опознал один из полицаев.
— Да это же партизан ы. Вот ее — указал на девушку, — сколько уже разу комендатуры видел, все чем-то
интересуется. Не иначе и теперь спецзадание против нас имеет...
Нину и Артура под конвоем отправили в помещение бывшей лавки (магазина), временно приспособленной для
содержания арестованных, где их и пытали. Помещение не отапливалось, а морозы в ту пору установились под
25 градусов и ниже. Людей обрекали на муку невыносимую... Нам никогда не узнать о чем вели разговор между
собой Нина и Артур в последние часы своей жизни. Что пережили, испытали...
Скорее всего, отчетливо осознавали: пришла их последняя ночь на земле, другой уже не будет.
Напомню: именно тогда — в декабре 41 -го — феврале 42 годов — хваленая немецкая армия впервые потерпела тяжелое военное поражение под Москвой. Испытать подобный урон в планы вермахта не входило.
Отчаяние и ярость германского командования были настолько велики, что все это переросло в невиданную доселе жестокость не только по отношению к пленным красноармейцам, но и мирному населению, в котором отчетливо увидело реального противника, причем — неуступчивого.
Отсюда — казни, зверства, массовые убийства всех, в ком оккупанты могли заподозрить какую-то угрозу для
себя. Или совершали подобные деяния с целью устрашения других мирных жителей...
Вот и в Чуровичах фашисты готовили такую расправу: над партизанскими связными — Ниной и Артуром.
В самом центре села каратели на деревьях соорудили петли, поставили стол, две табуретки... И стали сгонять
к месту казни местных жителей. ... Затем вывели арестованных...
Для меня всес лучившееся стало полной неожиданностью, — рассказывает Мария Акимовна Гавриленко. — Да и многие односельчане не знали об этом. У клуба, где готовилась расправа, оказалась случайно. Мне, в ту пору тринадцатилетнему подростку, наказали отнести крынку молока родственнице, которая жила в другом конце села. Идти следовало через центр, и полицаи буквально силой заталкивали всех, кто оказывался поблизости, смотреть на происходившее там...
...Тогда я и увидела обоих — Нину и Артура. В их глазах слез не было. Ни о чем они карателей не просили и пощады не ждали. Внешне выглядели спокойными, морально не сломленными.
...Первой смерть приняла Нина. Перед тем, как набросить петлю на шею, палачи сорвали с нее платок, поверх коричневого цвета пальто упали дивные темные косы...
— Ниночка, — успела тогда я крикнуть, и получила удар сзади от полицая...
Она оглянулась вокруг, поклонилась людям. Всё — молча.
— Дайте мне поцеловать ее, — воскликнул Артур, но каратели оттолкнули парня... Затянули петлю на шее
девушки...
Все, кто находился на площади, закричали, запричитали, застонали. Больно и сейчас вспоминать те минуты...
...Затем немцы принялись за Артура. Он вел себя мужественно. Встретил свою кончину со словами: «Погибаю
за Родину! ...Всех не перевешаете!»
...Палачи долго — не меньше недели — не позволяли снимать трупы патриотов, укрепив им на грудь таблички с надписью «Партизан». Рассчитывали, что тем самым смогут посеять страх в людских душах. Но вызвали лишь еще больший гнев и ярость. Если б не было войны — какая была бы наша страна теперь? Часто думаю об этом. И всякий раз ловлю себя на том, что ставлю вопрос в сослагательном наклонении: «если бы» ... Следовательно, ответ будет таким же...
Очевидно одно: война осиротила всех нас. Без исключения. Потому что на ней был потерян цвет нации. Погибали лучшие — самые храбрые, отважные, сильные духом... От них, таких гордых, исполненных достоинством, не родились их дети, которые могли бы стать похожими на родителей... Что мы можем сделать сегодня для того, чтобы передать память потомкам о людях с чистой совестью — тех, кто отдал жизнь в борьбе с оккупантами за нашу с вами возможность свободно дышать, трудиться, любить, радоваться каждому дню?
Прежде всего, самим помнить об этом.
Руководство района предполагает оборудовать маршруты по местам боевой славы. По ним пройдет молодежь, многое узнает, поймет и постигнет. Это — реальная веха, где нет места беспамятству.
Отдаю должное педагогам, по чьей инициативе создаются школьные музеи.
В Чуровичской школе таким энтузиастом в свое время был ее директор — Александр Степанович Третьяков. Бывший фронтовик-орденоносец, ныне покойный. Он положил начало, материализовав память об участниках войны в альбомах, планшетах, фотографиях. Одна из них — Нины Григорьевны Манджугинской.
Трепетно и последовательно учителя-словесники школы сохраняли память о былом, проводя конкурсы школьных сочинений на патриотическую тему «Родина и я». Почему бы не распространить подобную инициативу в школах повсеместно?
Народные депутаты, возможно, могли бы предложить назвать одну из улиц села именем Манджугинской...
Кстати, директора Чуровичской и Хороменской школ и беседе с журналистом поддержали возможность в первые же дни нового учебного года провести с ребятами беседы об отважной разведчице-героине Нине Григорьевне Манджугинской.
...Она не успела провести своей первый урок в качестве педагога. Впрочем, не успела многого. Но самой своей судьбой, жертвенным подвигом предстает перед нами человеком исключительной стойкости, верным, надежным, несгибаемым.
Будем помнить о ней, о таких, как она, чтобы на их примерах любви к Родине вырастали молодые поколения людей достойных: чистых помыслами, гордых, способных в любых обстоятельствах отстаивать свои убеждения!
Это будет лучшим памятником тем, кто не вернулся с войны.
30.11.2011 год Александр КОВАЛЕВСКИЙ.
|