Пятница, 19.04.2024, 23:22
Приветствую Вас Гость | RSS

Елена Кадралиева

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 427

Каталог статей

Главная » Статьи » Каменский хутор

Каменский хутор
    Григорий Павлович Гапонов: «Арена – это вся жизнь»
 
    Люди творческих профессий – это особая часть человечества, которая во многом не подчиняется законам обыденности. Священной магией всегда веяло от слов «кулисы», «сцена», «рампа» и «арена». Всем нам с детства казалось, что в этом чудесном мире обитают если не небожители, так те, кто с ними близко знаком. В особой степени это касается так называемых цирковых – людей, которые словно преодолели законы всемирного тяготения, расширили границы возможного и свободно парят в сферах, где реальная жизнь незаметно перетекает в мир волшебства и безграничной свободы. Недаром самые горячие поклонники цирка – это дети, которые еще не разучились верить в чудеса и потому так самозабвенно радуются каждой новой встрече с теми, кто эти чудеса умеет творить.
 
     Один из таких людей сидит сегодня передо мной в обычном кресле, но пусть вас не обманывает стандартная кабинетная обстановка. Георгий Павлович Гапонов – тот самый маг и чародей, который на протяжении нескольких десятилетий дарит петербуржцам возможность прикоснуться к самому жизнерадостному из искусств – искусству цирка. Генеральный директор и художественный руководитель Большого Санкт-Петербургского государственного цирка по должности и романтик по призванию, он успел попробовать себя в разных сферах деятельности, но нашел свое настоящее место здесь, в знаменитом здании первого в России каменного цирка Чинизелли. Говорить о своем детище он готов часами, и стоит большого труда вернуть героя к рассказу о самом себе. Остается только пожалеть о том, что газетная полоса смогла вместить только малую часть нашей беседы.
 
– Григорий Павлович, насколько философское образование пригодилось вам в мире цирковых чудес и превращений?
 
– Я уже не раз говорил, отвечая на вопросы журналистов, что на философском факультете нас учили помимо обязательных дисциплин мыслить нестандартно, быть свободными от стереотипов. Важны оказались даже не столько знания сами по себе, сколько метод, подход к любому знанию. Привычка мыслить образно и нестандарт но всегда помогала мне в дальнейшей жизни, несмотря на то что профессию я в конце концов выбрал другую. Пригодился и навык общественной работы, организаторские способности, выработанные еще во времена комсомольской юности…
 
– Известно, что вы – старожил Петербурга, но ваша главная связь с городом, без сомнения, обусловлена еще и особым отношением горожан к знаменитому цирку, которым вы руководите…
 
– Вы правы, связь эта предопределена самой историей: первые циркачи в привычном значении этого слова появились в России при Петре Первом. Высочайшим указом императора в 1721 году было дано указание почтовым служащим на тракте Рига – Санкт-Петербург свободно пропустить труппу циркачей с танцующей лошадью и при этом обеспечить последнюю кормами… Именно тогда прибыли в северную столицу первые циркачи из Европы. А зародилось искусство цирка в Англии, где бывший сержант Королевской гвардии Филипп Астлей после выхода в отставку стал поначалу обучать желающих искусству верховой езды, а в конце концов создал, говоря по-нынешнему, зрелищное учреждение, где показывал конные трюки. Затем в предместье Парижа он построил амфитеатр, где демонстрировали свое искусство он сам и его ученики. Такие здания стали именовать цирками. В 1807 году Наполеон Бонапарт издал указ о том, что названия мест народных развлечений не должны содержать в себе слово «театр». Тогда, вспомнив историю Рима, братья Франкони назвали свой новый амфитеатр в Париже цирком. Отсюда пошло и название этого вида искусства.
 
     Хотя корни циркового искусства уходят далеко в историю цивилизации. При раскопках находят доказательства того, что уже 8–13 тысячелетий назад существовали элементы циркового искусства – акробатики, жонглирования, клоунады… А первый в России стационарный цирк (тогда еще деревянный) был построен в Петербурге в 1727 году на этом самом месте. И уже в 1877 году Гаэтано Чинизелли построил первый каменный цирк, который и сегодня, слава богу, стоит на берегу Фонтанки… Он считался одним из самых красивых в Европе и таковым остался: ведь в Европе не так много старинных стационарных цирков. Это и понятно: содержать капитальное цирковое здание – недешевое удовольствие.
 
– Думаю, что не ошибусь, если замечу: в том, что цирк Чинизелли сохранил почти все приметы своей былой красы, немалая заслуга его нынешнего руководства…
 
– Наша задача состоит в том, чтобы возродить этот цирк в тех архитектурных параметрах, которые были задуманы его создателем – академиком архитектуры Василием Кенелем. Кое-что нам удалось, на что-то еще не хватает средств. Фасады и декор здания теперь почти полностью идентичны оригиналу, а вот что касается зала и зрительских фойе, то они ждут своей реcтаврации. Мы планируем восстановить царскую ложу, где сейчас у нас размещается оркестр. Как известно, царская семья любила посещать этот цирк. Сохранились и воспоминания о знаменитых «субботниках», когда в выходной день весь петербургский бомонд считал хорошим тоном приходить на цирковые представления. Ну и, разумеется, офицеры царской гвардии не упускали возможности поухаживать за молоденькими циркачками…
 
     Кроме того, каждый год 19 октября – в день рождения Царскосельского лицея – лицеисты отмечали свою годовщину походом в цирк. Много хороших традиций, связанных с цирком, укоренилось здесь за 132 года его существования. Кое-какие из них мы намерены возродить… Ведь цирк Чинизелли кроме всего прочего считался одной из главных достопримечательностей Петербурга, о чем писали все путеводители тех времен.
 
– И все же славился он прежде всего тем, что происходило на его манеже…
 
– Да, все лучшие артисты мира работали здесь. Но после событий 1917 года семья Чинизелли покинула страну, и цирк перешел в ведение коллектива артистов. Постепенно цирк стал подниматься, были созданы отечественные цирковые школы, и за последние 40 лет здесь появились свои мировые звезды и было создано много замечательных постановок. А после перестройки цирку снова стало трудно жить в новых экономических реалиях: государству было не до цирка. Сейчас ситуация изменилась: каждый год мы получаем от Минкульта субсидии на ремонт здания. У нас уже готов проект капитального ремонта и реставрации внутренних помещений, согласованный на всех уровнях. И, как только получим финансирование, намерены за год восстановить цирк Чинизелли в его первозданном виде. Кроме того, не надо забывать, что наш цирк расположен в уникальном месте. Когда-то Чинизелли с трудом удалось выбить разрешение построить цирк в самом центре, неподалеку от Михайловского замка. Местоположение уникальное, но время идет, и сегодня нам тесно в прежних рамках: цирк лишен современной инфраструктуры. У нас нет своей гостиницы, а ведь артисты должны жить неподалеку от цирка. Особенно это касается дрессировщиков: в случае необходимости они должны быстро купировать опасную ситуацию, от которой никто не застрахован, если вы имеете дело с хищниками. Увы, историческое здание старой подстанции вблизи цирка получить не удалось: там будет построен пятизвездный отель с подземным гаражом… Зато нам обещают выделить участок для строительства новой репетиционно-технической базы и второго зрительного зала неподалеку от платформы «Лигово». Далековато, но это позволит нам решить все наболевшие проблемы…
 
      Через год будет уже четверть века, как Григорий Гапонов руководит Большим цирком на Фонтанке. И больше всего изум ляет, что черты «крепкого хозяйственника» соединяются в нем с творческим трепетом настоящего художника: постановка всех самых крупных представлений, включая последнее – знаменитую «Тайну слонов-великанов», – дело рук и мастерства Григория Гапонова. А сейчас у него новая затея – международный фестиваль цирковой режиссуры, который пройдет на Фонтанке этой осенью. Григорий Павлович – тот самый «особый» человек, для кого цирк стал не только ареной творчества, но и самой жизни – полной трудов, зато яркой и волнующей.
 
Справка
     Кавалер ордена Почета за заслуги в развитии культуры и искусства Григорий Павлович Гапонов окончил философский факультет Ленинградского государственного университета, режиссерский факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии и Высшие курсы менеджеров культуры при Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова. Занимает свой нынешний пост с 1987 года.
 
                                                                                                                          Татьяна Позняк
                                                                                                                          http://www.spbdnevnik.ru
Категория: Каменский хутор | Добавил: Markizov (31.01.2013)
Просмотров: 505 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz