Гапонов Григорий Павлович
8 декабря 2010 года в Доме офицеров состоялось отчетно-выборное собрание Санкт-Петербургского отделения Российского творческого Союза работников культуры. Председателем Союза избран Генеральный директор и художественный руководитель Большого Санкт-Петербургского Государственного цирка, член Общественной палаты при Губернаторе Санкт-Петербурга, член Координационного Совета творческих Союзов Санкт-Петербурга, Заслуженный работник культуры РФ - Григорий Павлович Гапонов.
БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА:
Гапонов Григорий Павлович - Генеральный директор-художественный руководитель ФГУ культуры «Большой Санкт-Петербургский государственный цирк». Родился 18 сентября 1946 г. окончил философский факультет Ленинградского государственного университета, режиссерский факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии, Высшие курсы менеджеров культуры при Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. Служил в армии, работал в Северо-Западном речном пароходстве, был на комсомольской и партийной работе. С 1987 г.-директор цирка на Фонтанке. С декабря 2010 г.-председатель Санкт-Петербургского отделения Российского творческого Союза работников культуры. Академик Национальной академии циркового искусства. Награжден орденом Почета. Заслуженный работник культуры.
ПАРАД-АЛЛЕ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ
Григорию Павловичу Гапонову 66 лет. Возраст, когда «немолодость угрюмо наступает и молодость не хочет уходить» (Е. Евтушенко). Молодость пока перетягивает. У Гапонова — пытливые, живые глаза, густая прядь волос чуть тронутая проседью. Порывы, стремления пока еще юны. Одет как денди лондонский — элегантно, изысканно. Все-таки есть связь телесного с душевным. От Гапонова исходит цепная реакция добра. Он врачует своей аурой. Там, где он появляется, становится светлее. У него дар притягивать к себе людей, аристократическое чувство равенства всех со всеми.
1. ПУТЬ К СВОБОДЕ
Он родом из простой семьи на Брянщине. Природа одарила его щедрой россыпью врожденных способностей. Мальчик отличался тонким музыкальным слухом, хорошо пел, играл на всех музыкальных инструментах, которые были под рукой — гитаре, баяне, гармони. Любил слушать серьезную музыку. Он чувствовал, что в нем скрыто что-то такое, чего нельзя выразить словами. Может быть, в начале была музыка, и Вселенная говорит с нами ее языком. Личная библиотека Гапонова стала пополняться книгами по философии. В них он пытался найти ответы на мучившие его вопросы. Сочинения Гапонова по литературе становились событием классной жизни. Учительница вслух читала их притихшему классу. Как и все пацаны увлекался спортом. Но для всех спорт был забавой, а он стал кандидатом в мастера по гимнастике. Школу, разумеется, окончил с отличием.
То было время романтиков. Совсем еще мальчики и девочки срывались с насиженных мест и ехали за запахом тайги, за туманом, на целину. Гапонов поступил в Горное училище, получил специальность электромеханика и подался в шахтеры. Завораживали мистика шахты, тайны подземелья, восторженные глаза девушек: шахтеры были национальным героями. Да и фирменная одежда, в которой он был ах, как хорош (!), сыграла не последнюю роль. А потом была армия. И вот жизнь очередной раз поставила перед отслужившим солдатом вопрос: что делать? Книги по философии научили его смотреть на мир глазами философов. Надо ли удивляться, что он выбрал самое элитное учебное заведение — философский факультет ЛГУ. Конкурс был сумасшедший. Разве что театральный институт мог похвастаться таким же наплывом абитуриентов. Гапонов играючи взял заданную высоту и всю жизнь благодарил Небо за правильно сделанный выбор. Код Вселенной он не расшифровал. Но философский факультет научил его видеть проблемно, отделять целое от частного, определять сверхзадачу и поэтапное движение к ней. А главное, пробудил в нем свободного человека. В природе нет ничего более красивого, совершенного, чем свободный человек. И ничего более трудного. Проверку на свободного человека Гапонову приходится держать в большом и малом каждый божий день.
2. МЕЖДУ ДВОРНИКОМ И ДИРЕКТОРОМ
Чего-чего, а примечать талантливых людей советская власть умела. Гапонова пригласили работать на ответственную партийную работу в самое сердце Петербурга — Дзержинский район. Вначале он был заведующим отделом райкома комсомола, потом — райкома партии. Его служебное положение давало ему барскую возможность властвовать над людьми, выстраивать вертикаль власти. А он стремился к сотрудничеству. Кажется, Гапонов все-таки нашел ответ на вопрос о смысле жизни: не навреди ближнему. Падающего подтолкни, — учил Ницше. Падающего поддержи, — ответил ему Гапонов. Сразу же после избрания М.С. Горбачева Генеральным секретарем ЦК КПСС он вместе с супругой приехал в Ленинград. Пока Генеральный выступал перед рабочими, первая леди знакомилась с учреждениями культуры. Сопровождать ее поручили Гапонову. Она обратила внимание на то, как теплеют глаза людей там, где появлялся Гапонов. Через пару дней его вызвали в Москву и предложили руководящую должность в Народном контроле СССР. Будете снимать с работы замминистров, — доверительно сказали ему. Это не по моей части, — ответил Гапонов и отказался от работы в Москве. В партаппарате такие вольности не поощрялись. Будете работать дворником, — пригрозили ему. Может быть, так оно и случилось бы. И в человеке с метлой знакомые угадали бы черты Гапонова. Но случилось неожиданное. Трудовой коллектив цирка обратился в райком партии с просьбой назначить директором Гапонова. С глаз долой, из сердца вон, — вздохнули в райкоме. Так ровно четверть века назад в Ленинградском цирке появился новый директор.
3. АП! — ЗНАЧИТ ДЕЙСТВУЙ
Цирк для Гапонова был голосом детства, чуда. К чуду он относился философски: может то, чего нет, тоже все-таки есть? (В. Шефнер). Чудом были, прежде всего, цирковые артисты. Он как сейчас помнит супружескую пару канатоходцев от Бога. Всю жизнь они работали без страховки. Он пытался запретить этот спортивный кураж — не получилось. Беда, как нарочно, случилась на его глазах. С девятиметровой высоты сорвалась и полетела вниз канатоходка. Военные хирурги сложили ее буквально по частям. Она выжила, долго приобретала прежнюю форму и — что бы вы думали? - продолжала выступать без страховки. Эту породу людей риск падения не пугает. Ими движет и их зовет на генетическом уровне закон преодоления. «Ап!» — приказывает дрессировщик тигру, и тот летит в горящий обруч. Но и самому себе дрессировщик говорит «ап», когда ему не хочется заходить в клетку. Ап! — и он открывает дверь и вступает на территорию, полную опасностей и непредсказуемостей. Мало кто знает, что даже у самого успешного дрессировщика тело — сплошной шрам. «Ап!» сложнее всего сказать самому себе. Новая работа требовала профессиональных знаний не только в сфере управления, но и режиссуры. Уже в зрелом возрасте Гапонов заканчивает Высшие курсы менеджеров культуры при Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова, режиссерский факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии. Пусть читатель оглядится окрест себя и скажет, есть ли в кругу его ближних знакомых человек, у которого три высших элитных образования и одно среднее специальное. У Гапонова теперь было не только юридическое, но и моральное право занять пост Генерального директора и художественного руководителя Большого Санкт-Петербургского государственного цирка. Более того, он академик Национальной академии циркового искусства.
4. КТО КОГО ДРЕССИРУЕТ?
Чем чаще Гапонов общается с животными, тем больше открывает в них качества людей. Вот он присел около могучего льва. Лев смотрит ему в глаза. Гапонов уверен: «он хочет что-то рассказать почти словами человека» (Б. Пастернак). Но чаще всего животные общаются с людьми действием. Один вороватый рабочий все время недодавал слону лакомые куски. Однажды слону все это надоело. Он хоботом обнял «кормильца» и раздавил бы его в своих объятиях, если бы не подоспела подмога. Слон стал получать положенное в полном объеме. Талантливый дрессировщик уехал повышать квалификацию. За животными полгода ухаживала его жена. С новеньким дипломом, навеселе дрессировщик зашел посмотреть, как содержатся его «артисты». Что-то ему не понравилось. Он стал кричать на жену. Несправедливо, — решил самец-шимпанзе, кинулся к обидчику и прокусил ему лодыжку. В присутствии животных супруги больше никогда не выясняли отношения. Вот уж действительно: все мы и звери, и укротители. Кто же кого дрессирует?
5. ЦИРКОВОЙ ТЯЖЕЛОВЕС
Вот уже четверть века Гапонов руководит цирком. Пора собирать документы для регистрации в книге рекордов Гиннеса. Есть еще одна важная дата. В декабре первому и старейшему цирку в России исполняется 135 лет. Наконец, 185 лет могло бы исполниться первому деревянному цирку, доживи он до наших дней. Тот цирк был построен на месте нынешнего здания на Фонтанке. Прямо-таки юбилейный водопад. Гапонов принял цирк в те тяжелые годы, когда рухнула система Союзгосцирка. Только три (!) цирка, включая петербургский, пустились в самостоятельное плавание. Они болезненно относятся к любым попыткам возрождения диктата и монополизма в цирковом искусстве, горой стоят за свою свободу. По-другому просто не выжить.Гапонов делает все, чтобы возродить цирк таким, каким он был при Гаэтано Чинизелли. Ведь детище Чинизелли было и остается самым красивым цирковым зданием в Европе. Сегодня усилиями Гапонова фасад и декор здания почти полностью идентичны оригиналу. Зал, фойе ждут реставрации. Будет восстановлена царская ложа (сейчас там размещается оркестр).Следующий этап — расширение производственно-технической базы. Цирку, как маленькому государству, нужна территория для обустройства своих подданных. У цирка нет места для выгула животных, нет своей гостиницы, второго манежа для репетиций, много чего нет. Но вот под напором Гапонова дело как будто сдвинулось с мертвой точки. Идет процесс оформления земли цирку в безвозмездное пользование. Материально-техническая база, конечно, не самоцель. Гапонов ставит перед собой амбициозную цель — разрушить снобистское представление о цирке как балагане, забаве. В былые времена
царская семья не стеснялась посещать цирк. Петербургский бомонд считал хорошим тоном по субботам, воскресеньям приходить в цирк. У лицеистов была традиция отмечать день рождения Лицея 19 октября походом в цирк. Гапонов хочет возродить забытые традиции цирка. Цирк — самое жизнерадостное искусство, любимое народом. Основатель советского государства, похоже, ошибался: не кино, а цирк — важнейшее из всех искусств. Для этого требуется повышение художественного уровня номеров и представлений. Качество спектакля в цирке (как и в театре) определяет режиссер. Это — одна из самых дефицитных профессий. По всему миру наберется от силы сто высококлассных специалистов. Вот почему Гапонов в преддверии выработки стратегии развития цирка уже провел два Всемирных фестиваля цирковой режиссуры. Петербургский цирк собрал мастеров цирка, чтобы обменяться опытом, сделать цирк еще лучше. Для Гапонова нет бесспорных авторитетов. Вот всемирно известный канадский Cirque du Soleil — вершина вершин. Гапонов говорит о нем спокойно. Цирк солнца, конечно, имеет право быть. Но это, скорее, не цирк — а шоу. Помпезность — главная его составляющая: яркие костюмы, свет, музыка. К тому же в этом цирке нет животных. Его основа — спортивная гимнастика. Российский же зритель хочет видеть на арене дрессированных зверей. Гапонов много ездит по миру, участвует в фестивалях в качестве члена жюри или почетного гостя. У него сложилось твердое убеждение: российский цирк впереди планеты всей. Потому что во главу угла ставит не внешний эффект, а серьезную работу с артистом. Востребованность российских артистов в мире поражает самое богатое воображение. В том же «Дю Солей» большинство — наши. В петербургском цирке более 120 человек. Они работают на манежах России, ближнего и дальнего зарубежья. При петербургском цирке работает детская цирковая студия «Ровесник» — настоящая школа кадров для цирка. Недавно ребята вернулись из Франции, где наравне со взрослыми артистами участвовали в Международном фестивале циркового искусства. Кстати, два первых места достались ребятам из Санкт-Петербурга. В цирке успешно работает единственный в мире музей циркового искусства. Он ведет большую исследовательскую и издательскую работу. Его тематические выставки пользуются успехом не только в России, но и за рубежом. Дальнейшую судьбу цирка будет определять Концепция развития циркового дела в России, к которой основательно приложил руку Гапонов. Министерство культуры приняло проект Концепции. Дай Бог, чтобы сбылось все задуманное. В самом же цирке артисты больше привыкли доверять людям, а не документам. Гапонов для них — гарант надежности, стабильности, уверенности в завтрашнем дне. Чуть подправленная популярная песня лучше всего характеризует сложившиеся отношения Гапонова с коллективом: когда он входит в цирк, ему слагают гимн, звоня во все колокола.
6. ВО ГЛАВЕ РАБОТНИКОВ КУЛЬТУРЫ
Два года назад Гапонов был избран председателем Петербургского союза работников культуры. Сегодня это солидная организация, насчитывающая в своих рядах около 1000 членов, трудящихся в самых разных сферах культуры. Именно во времена правления Гапонова Союз стал ощутимой и влиятельной силой в насыщенной и разнообразной культурной жизни Северной столицы. Читатель, наверное, не забыл, что Гапонов — кандидат в мастера спорта по гимнастике. Так вот теперь он как атлант на крепких руках поддерживает творческое сообщество. Новый председатель расширил слышимое пространство Союза. Он — член Общественной палаты при губернаторе Санкт-Петербурга, член Координационного совета творческих союзов Санкт-Петербурга. Гапонов «вхож» во все властные структуры города и центра. Через него Союз мягко решает все возникающие проблемы. В руководстве Союзом Гапонов выбрал самую надежную формулу «управлять не управляя». Надо лишь сообща выработать вектор движения, детали пропишут сами работники культуры — они же творческие люди. А творческий рост людей — главная забота Гапонова. Частный пример, может быть, лучше всего раскрывает механизм поиска и продвижения талантов. Из года в год Союз проводит Всероссийский конкурс «Виртуозы гитары». Заключительный этап торжественно проходит в зале Капеллы. Авторитетное жюри отбирает лучших из лучших. А потом лауреаты конкурса завоевывают планету, оказываются победителями на международной арене, завоевывают кубки мира. И всегда склоняют голову перед Союзом, первым раскрывшим их дарования. Праздники и фестивали, конкурсы и выставки, издание собственной газеты, активная социальная защита тех, кто трудится в культурной сфере, — вот только некоторые направления деятельности, которым постоянно уделяет внимание Григорий Павлович. Он словно магнит притягивает к Союзу новых членов, влиятельных персон нашего города и его гостей, ибо дар общения и жизненная мудрость опытного руководителя — это «золотой запас» Гапонова, с которым не страшно участвовать в любом парад-алле и выходить на арену общественной жизни.
автор статьи: Владимир ТРИОДИН, профессор,
заслуженный деятель науки РФ,
заслуженный работник культуры РФ,
лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга
|