ЛЕТОПИСЦЫ ПОДВИГОВ
В центре села Каменский хутор, в братской могиле похоронен экипаж дальнего бомбардировщика. Самолёт потерпел катастрофу после выполения боевого задания.
Вот что рассказывают очевидцы...
… В ночь с 12 на 13 июня 1944 года над селом послышался гул самолёта, потом и сам он стал виден. В какое-то мгновение его охватило пламя, отвалилось крыло. Самолёт упал недалеко от крайних домов села. Местные жители прибежали к месту падения самол ёта, чтобы оказать помощь лётчикам, но подойти к нему было нельзя, самолёт был объят плаенем...
Учащаеся Каменскохуторской средней школы решили узнать, кто были погибшие лётчики, какой боевой путь прошёл экипаж самолёта? Найти родственников погибших, завести с ними переписку. За эту работу взялся отряд «Поиск». Началась активная переписка с военкоматами, с Центральным Архивом Министерства Обороны, с различными местными органами власти.
В школе оформили большой альбом, целиком посвящённый погибшему экипажу.
Командиром экипажа был младший лейтенант Алексей Матвеевич Иванов. Родом из Саратовской области. Семья была многодетная: пять братьев и пять сестёр. Жили трудно без рано умершей матери. После окончания общеобразовательной школы Алексей Иванов по путёвке Комсомола поступил в авиационную школу. Участвовал в обороне Ленинграда, был ранен. Воевали с немецко-фашистскими захватчиками и два его брата. Члены отряла «Поиск» сообщили родным о месте гибели и захоронения Алексея Иванова.
Штурманом в экипаже был старший лейтенант Яков Титович Дьяченко. Родился он в городе Жданове в 1922 году. Десятый класс окончил с отличием и поступил в кораблестраительный институт. В 1940 году Яков Дьяченко был отозван из института и направлен в Высшую школу штурманов и лётчиком авиации дальнего действия. Сестра лётчика, Екатерина Титовна, вспоминает:
— Иногда Яша рассказывал, что доставлял партизанам в Крым боеприпасы, питание, вывозил раненых. Однажды их самолёт попал под обстрел вражеских зениток. Два члена экипажа были убиты, а Яшу ранило в плечо. Он был много раз ранен, контужен. Яков писал нам: «... Мне можно уже не летать, но пока работает моё сердце, я буду бить врага. Мне предлагают работать в штабе, но я не даю согласие».
3 марта 1944 года Яков Дьяченко писал родителям: «... несколько часов назад я находился далеко от своей земли над Балтийским морем, а после боя моторы стали отказывать. Положение не из приятных, но мы сумели обмануть смерть... Сегодня я награждён орденом Красной Звезы, а также получил партийный билет. Теперь я коммунист. Ответственность большая!»
Вторым пилотом в экипаже был младший летенант Габдухан Шарифуллин. Уроженец Кемеровской области. В школе работал пионерважатым, одновременно учился летать в аэроклубе. После был направлен в лётную школу. На оборотной стороне фотографии, которую Габдухан Шарифуллин прислал домой, написано: «Помните меня! Скоро будем бить врага с вохдуха!»
Учителя школы, в которой учился лётчик, и его родственники прислали в Каменскохуторскую школу письмо, где есть такие строки: «Мы от души благодорим вас за заботу и память о тех, кто, защищая нашу Родину, пали смертью храбрых!»
Обязанности техника на борту самолёта исполнял младший лейтенан Михаил Макарович Кусай. Перед самой войной он закончил химический факультет Киевского государственного университета. Но молодому специалисту пришлось переучиваться, взяться за оружие и стать в ряды защитников Родины. В 26 лет Михаил Кусай погиб.
У турели крупнокалиберного пулемёта было место воздушного стрелка-радиста Алексея Никандровича Полякова. О нём удалось узнать только, что он 1920 года рождения, был призван в Армию 28 сентября 1940 года. Родителей и родственников в живых нет...
На борту находились старший сержант Андрушенко А. Ф. и старшина Поляков А. Н.
Всем селом встречают родственников, которые приезжают на могилу погибших.
И самые тёплые слова признательности тем, благодаря кому эти встречи стали возможными: членам отряда «Поиск» и их руководителю, учительнице Ксении Фёдоровне Чуприк.
14.05.1985 год, Евгений Ковалёв
|