Вторник, 26.11.2024, 04:12
Приветствую Вас Гость | RSS

Елена Кадралиева

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 429

Каталог статей

Главная » Статьи » Каменский хутор

Каменский хутор

                         История села Каменский хутор (до Великой Отечественной войны)

      На границе России и Украины, границей которого является река Сновь, стоит старинное село Каменский хутор. Возникло оно после того, как пришел в эти края святой старец Иона Болховский и основал на берегу реки Снова монастырь. Гетман Иван Мазепа выделил монастырю деньги и земли. В 1694 году гетман Мазепа выдал Универсал, согласно которому монастырю следовало заселить эти земли точно по Универсалу: «осадить монастырскую слободку следовало людьми вольными, легкими, жилища и притулиска своего неимущими, чтобы в числе человек тридцать хатами засели и жите свое там працаю своею при повиновении монастырцови тому взглядном провадили». Этот факт и стал началом существования будущего села Каменский Хутор. Монастырь заселил слободку в 1-2 километрах севернее нынешнего села, в лесу урочища Мурашники. Называлась слободка или просто хутором, или Монастырской слободкой. Это место теперь называют Старым Хутором. Первое упоминание о Каменском Хуторе относится к 1698 году, его основателям был род Воропаевых. Впоследствии в селе проживало большинство семей с такой фамилией. Со временем часть из них уехали на Украину, часть – в Сибирь. Но уже при игумене Ионе село Каменский хутор заселялось «без всякого позволения», причем заселение его продолжалось и в XVIII веке.

       Скрываясь от непосильной эксплуатации князей, Воропаевы сбежали из притоков Днепра и основались в лесах, где расположен Каменский Хутор. Вначале они расположились на месте старого Хутора, а затем перебрались ближе к реке и пастбищу. Постепенно к Воропаевым присоединились крестьяне, бежавшие от феодалов-крепостников. В конце 17 века в селе насчитывалось 40 гражданских дворов и 13 хат бобылев. А в начале века в Хуторе насчитывалось 49 дворов и 11 дворов пустых. Первые поселенцы Хутора занимались охотой, рыболовством, раскорчевывали лес, кустарники, сеяли коноплю, картофель. Многие сколотили богатство и подчиняли себе обедневшее население. Селяне воздвигли храм — Пророка Илии. Надпись над входом в первую построенную в ней церковь гласила: «Бога Отца изволением, Бога Сына благословением, Бога Духа поспешеством Пресвятые Богородицы Успения храм сооружен 1687 году». К 20-м годам 18 века в Каменском Хуторе было более 50 дворов и хат. В при переписи населения в 1722 году в селе насчитывалось уже 111 хозяйств и 130 одиноких хат. Входила село в Ропскую волость Новозыбковского уезда Черниговской губернии и принадлежала Каменскому Успенскому монастырю. Но уже в 1781 году в селе насчитывалось более 250 дворов. Первые жители села Каменский хутор носили фамилии: Воропаевы, Хусточки, Клецковы, Гапоновы.

      В середине 19 века, в 1849 году, в селе появился купец Гавриил Пугачёв с сыновьями. Содержал купец большое хозяйство, занимался заготовкой сена, содержал пасеку (около 500 бортней), где при помощи винтового пресса вырабатывался воск. На территории Украины предприимчивый купец построил в селе пенькопрядильное производство, где работало около 100 человек, маслобойню — завод по переработке конопли: добычи масла и жмыха. Вся продукцию отправлял в Кенигсберг. В 1862 году с помощью Пугачёвых была построена новая деревянная церковь Пророка Ильи, вместо старой, обветшавшей. И с этого года Монастырская слободка стала называться официально селом Каменский Хутор Куршановичской волости Черниговской губернии.

      В 1869 году в селе Каменский хутор была открыта земская школа в три класса: класс для взрослых, класс для мальчиков и класс для девочек. Потом построили большую школу в 1873 году. Она гордится своими выпускниками. Многие из них стали настоящими профессионалами: заслуженными врачами, учителями и машиностроителями, которые работают в разных сферах жизни, принося пользу людям. А ведь и они ходили в школу из окрестных сел и деревень, преодолевая километры на пути к знаниям. Но их не останавливало расстояние.

      17 января 1876 года по указу Черниговской епархии были зачислены на штатные места священно-церковно-случители: в Ильинскую церковь села Каменский хутор: настоятель священнкик Елисей Ярошевский, помощники его: священники: Поликарп Ярошевский и Стефан Знойко, и дьяконов псаломщиков: 1-й Василий Чирвинский,  2-й Ксенофонт Красногорский и 3-й Иван Маковецкий.

       В 1880 году в селе Каменский хутор насчитывалось 457 дворов, 2619 жителей.

       1899 год для села и его жителей оказался несчастливым: случился пожар, уничтоживший церковь, церковно-приходскую школу и множество дворов. После этого пожара в селе стали появляться уже каменные постройки. В 1899 году за один год была построена новая трехклассная земская школа с квартирами для учителей. В центре села было три школы: Нохина, Голубовской и Гуревича. С 1901 по 1903 год шло строительство новой церкви – Ильинской. Стояла она на месте нынешнего Дома культуры. Известно, что в начале 20 века в школе училось 33 человека, а одним из учителей был Василий Устинович Полуботко. Для богослужения в новой церкви приехал священник Ярошевский, жалобщик Красногорский. Общество селян построило священнику дом на четыре покоя с кухней, сарай для скота. Его три сына – учителя в духовной семинарии, дочери – учителя в гимназии. В школу для заведования была прислана Мигий Анастасия Ивановна. Священники в школе преподавали Закон божий. Липы, украшающие Дом культуры, были посажены учителями школы и детьми. Взрослое население в большинстве своём оставалось безграмотным. Важным событием в селе стало открытие библиотеки, имевшей в своём фонде книги на сумму 200 рублей.

        Псаломщик Ильинской церкви села Каменский хутор Ксенофонт Никитович Красногорский, как и его отец, прослужил здесь всю свою жизнь. В 1910 году Государь Император Николай II наградил его золотой медалью «За усердие» для ношения на шее на Александровской ленте. У Ксенофонта Никитовича и его супруги было пятеро сыновей и три дочери. Сыновья пошли по стопам отца: Дмитрий и Николай окончили Черниговскую духовную семинарию, Никита – Стародубское духовное училище, Михаил и Иван – Народное училище и курсы псаломщиков. Все они, кроме рано умершего Михаила, впоследствии стали священниками.

       В летописи села хранятся факты, расказывающие о более значимых событиях, участниками которых были его жители. В 1904 году мужчины села были мобилизованы на войну с Японией, с которой не вернулись 11 селян в том числе и Воропаев.

       Столыпинская реформа причиной того, что в 1905 году крестьяне отказываются платить подать Пугачеву, многие уезжают на переселение в Сибирь, Амур, Кубань (79 хозяйств). Трагичным для села оказался 1910 год, в результате которого сгорело 130 домов.

       Постепенно идет разрушение общины, богатейшие покупают за бесценок землю у бедняков. В селе начинается расслоение. Многие обедневшие уходят батрачить на шахты и в другие места. Ежегодно осенью отправлялись на Украину молоть хлеб и возвращались от туда с зерном.

       Многие жизни крестьян унесла и Первая мировая война. Во время империалистической войны проявляется недовольство крестьян войной. Казалось, ей нет конца. Семьи бедняков не в состоянии были засевать свои наделы и убирать сенокос. Солдаты приходят с войны инвалидами, многие солдатки получают извещения о гибели своих мужей… До 1917 года управление селом осуществляла группа зажиточных крестьян в лице выбранного ими старостой. Староста избирался на сходке, куда приглашались только мужчины, достигшие 25 лет, женщины не имели права там присутствовать. На выборах приезжал земский начальник Осипов – дворянин-помещик (владелец спичечных фабрик). Избранник получал символический знак власти: большой металлический крест с гербом. Медицинскую помощь жители села получали в селе Куршановичи, где находился медицинский пункт и у знахарей.

      Становится известно, что в 1917 году в Петербурге происходит революция, свергли Николая II. Для села наступают новые времена.

       Контрреволюционным объявляется все течение Истинно Православной Церкви, что видно уже из названия заведенного осенью 1930 года дела: "Клинцовская контрреволюционная монархическая организация церковников "истинно православные"". По нему было привлечено 79 человек: священно- и церковнослужители, монашествующие, крестьяне, представители сельской интеллигенции. У арестованного в декабре 1930 года священника села Каменский хутор отца Иоанна Красногорского следователи выпытывают, к какому течению принадлежит его приход, встречается ли он со своим братом отцом Димитрием, что знает о толковании им Апокалипсиса (см. далее)… Удивителен, не правда ли, круг интересов сотрудников ООГПУ. Немало оказалось тех, кто не вынес их "воздействий" на допросах. Но отец Иоанн Красногорский, человек спокойный и тихий, проявил стойкость и виновным себя не признал (он приехал в родное село в 1928 году по приглашению верующих, принадлежавших к тихоновскому течению, жил в собственном доме с женой Анной Петровной, дочерью Еленой 18 лет и сыном Виктором 12 лет). Однако следователь счел данные, имеющиеся в деле, "в достаточной степени" свидетельствующими, "что, будучи враждебно настроенным к существующему Госстрою", подследственный возглавил ячейку контрреволюционной монархической организации церковников в селе Каменский хутор. Приговор – ссылка в Казахстан на три года. О дальнейшей судьбе отца Иоанна пока ничего неизвестно.

        В начале 30-х годов ХХ столетия начинается формирования колхозов. В территории Каменскохуторского сельского совета образовалось три колхоза: имени Молотова, 16-й Октябрь, «Серп и молот». Коллективные хозяйства были разбросаны, удалены друг от друга, а задачи по социальному обустройству села требовалось решать, не откладывая. Председателем Каменскохуторского Сельского совета выьрали Тимофея Павловича Воропаева. Тимофей Воропаев завоевал у односельчан репутацию человека деятельного, энергичного, справедливого. С обязанностями председателя исполкома сельского Совета, которыми он был наделен, справлялся и по долгу, и по призванию. И Воропаев находил возможность за день побывать на многих поселках, чтобы собрать жителей, убедить их в том, что трудодни трудоднями, а надо бы и за благоустройство сообща браться, и проводить другие общественно значимые кампании. Ему верили, за ним шли, доверяли: такой не подведет. Тимофей Павлович оправдывал надежды земляков делами. В годы его председательства в селе построили школу и клуб, наводили мосты на реке Снов и протоках, или, как их называли в ту пору на местный лад, «водобежищах». В планах было и многое другое, что служило бы на пользу сельским жителям. Но сбыться им было не суждено: началась война...

                                             _______________________________

Категория: Каменский хутор | Добавил: Markizov (12.09.2011)
Просмотров: 2712 | Рейтинг: 3.3/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz