Пятница, 26.04.2024, 01:14
Приветствую Вас Гость | RSS

Елена Кадралиева

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 427

Каталог статей

Главная » Статьи » Климовский район

Каменский Успенский монастырь

Каменский Успенский монастырь

Там, где Россия граничит с Украиной и с Белоруссией, возле одноимённого хутора, в окруженной лесами живописной местности на правом, высоком и каменистом берегу реки Сновь раскинулся Каменский Успенский монастырь. Основан в 1681 гогу старцем Ионою Болховским, духовником гетманича Семёна Самойловича на средства гетмана И. С. Мазепы, в то время друг российского престола, позволившего занять под монастырь часть сновского берега, принадлежавшего к карповским землям. Стали стекаться к иеромонаху Ионе иноки. Первоначально был мужским, а в 1786 году преобразован в женский.

При Самойловиче Каменский монастырь был весьма маленький, в котором находилось 2-3 монаха. Окончательно устроен был Каменский монастырь при Мазепе, в универсале которого написано: «Пречестный отец Иона, строитель монастыря нововозведённого Каменского, сообщил нам, что в полку Старадубском, под слободою Семёновскою, на пустом острове, лежащем у реки Сновь, и называемым этот остров «Камень», воздвиг фундамент церкви Успения Пресвятой Богородицы и просил немедленного подтверджения принадлежащему монастырю земель...». Мазепа удовлетворил просьбу отца Ионы, выдав приведённый универсал в декабре 1687 года. Кроме того, Мазепа дал личные средства монастырю, а также село Сушаны, ранее принадлежавшее епископу Крезве, половину села Бровничей, ранее принадлешавшее Михаилу Рубцу и земли вокруг самого монастыря, на которых сам монастырь, по разрешению гетмана от 1 июля 1694 года, поселил село Шумиловку и село Каменский хутор. В 1687 году в Каменском Успенском монастыре сооружен Успенский соборный храм. В 1697 году в Каменском Успенском монастыре был освящен трапезный храм в честь Благовещения Богородицы. В 1775 году деревянная Успенская церковь Каменского Успенского монастыря была продана в село Курковичи, а 20 апреля 1776 года в Каменском Успенском монастыре состоялась закладка нового каменного Успенского собора. До середины 18 века все постройки монастыря: Успенский собор 1687 года, церковь Благовещения с трапезной 1697 года, колокольня и ограда — были деревянными. Кроме основаеля отца Ионы выделялись: Ираклий Комаровский, впоследствии епископ черниговский, и Иоасаф Миткевич (1754-1784). Каменное строительство началось при игумене Иоасафе Миткевиче, когда в 1753-58 годах был сооружен теплый храм Рождества Иоанна Предтечи с трапезной. В 1776-79 годах возведен обширный Успенский собор, а затем больничный корпус и каменная ограда, оконченная в 1-й половине 1780-х годов. Начатая тогда же колокольня разобрана и сооружена вновь в 1850-60-х годах. Из всех этих построек до наших дней сохранились собор и колокольня, а также небольшая часть стен ограды.

При Разумовском половина села Бровничей, пожаловнная Иваном Мазепой Каменскому монастырю, была снова присоединена к Ропской волости.

В 1786 году, указом Священного Синода, при игумене Палладии Лукашевиче, Каменский монастырь был обращён в женский, при чём сюда были переведены монахини закрытого тогда Печеницкого монастыря из окрестностей города Стародуба. Сохранились письменные свидетельства об образе жизни монахинь. После службы в церкви, немного отдохнув, они принимались за хозяйственные работы по монастырю, рукоделье, обучение сельских девочек грамоте, чтение священных книг. Все эти занятия проводились в кельях при строгой тишине.

По описанию 1781 года Каменский монастырь «положение имеет на ровном, положистом, не низком песковатом месте, на правом берегу реки Снови, в пуще окружающей оной монастырь. В ограде деревянных церквей 4, две каменных, с них одна большая, а другая трапехная, а две деревянных. Деревянные: дом игуменский о 4-х покоях, а для братии в пяти связях, о 18-ти покоях, с разными амбарами и кладовыми, и 10 хат служительских. Винокурня о 7-ми котлах и водяная мельница о 5-ти котлах».
Главной святыней Каменского Свято-Успенского монастыря, привлекавшей к себе богомольцев из окрестных сел и паломников издалека, являлась чудотворная Новодворская икона Божией Матери. В своем первообразе она была написана святителем Петром чудотворцем, митрополитом Киевским и всея России в начале XIV столетия. Еще будучи безвестным иноком, он приобщился к иконописи, а удалившись в пустынную местность на Волыни, неподалеку от города Пинска, в упраздненном теперь монастыре, устроенном на берегу реки Рати, в урочище Новый Дворец, основал Новодворский монастырь, где и написал икону Божией Матери. Новодворская обитель была захвачена униатами, иеромонах Иаков перенес эту икону в Черниговский Успенский Елецкий монастырь. Когда в Черниговской губернии, при городе Сураже, основывался Суражецкий монастырь, преосвященный Антоний Стаховский отдал Новодворскую икону в благословение строителю обители Симеону. В этом монастыре образ был поставлен в соборном храме. В 1677 году, 14 августа, белорусский епископ Феодосий Васильевич в крестном ходе перед литургией перенес Новодворскую икону из старой соборной монастырской церкви в новосозданный храм этой же Суражецкой обители. Бывший на этом торжестве святитель Димитрий Ростовский рассказывает, что в церкви после литургии 16 августа Никодим, игумен Цеперский, оглашал чудеса, совершившиеся во время крестного хода от иконы Божией Матери…Архиепископ Черниговский Лазарь Баранович, которого святитель Димитрий Ростовский называл "великим столпом церковным", любил посещать Новодворский монастырь и молиться перед ней. Специально для него был сделан ее точный список. Этой-то своей келейной иконой и благословил архиепископ Лазарь иеромонаха Иону.

Особо чтимый список с Новодворского образа находился в Каменском Успенском женском монастыре в Новозыбковском уезде Черниговской губернии. Черниговский архиепископ Лазарь (Баранович) дал в благословение новоустроенному монастырю свою келейную Новодворскую икону Божией Матери. Образ по желанию святителя был списан с иконы святого митрополита Петра… Благодать Божия, почивающая на Каменской обители, благоволила прославить Новодворский образ знамением особого заступления Владычицы и Ее благоволения к этому монастырю.

В середине 1800-х годов в монастыре насчитывалось 300 человек.

В 1889 году, 26 июня, над Каменским монастырем разразилась сильная гроза, сопровождавшаяся оглушительными раскатами грома и ослепительным блеском молнии. Удар молнии разразился с особенной силой над куполом Успенской церкви этой обители. Высокая вершина храма мгновенно была объята пламенем. В храме же в это время совершался акафист перед чудотворной Новодворской иконой. Когда последовал удар грома, все присутствовавшие в церкви были поражены необычайным происшествием. Огненное пламя молнии спустилось по цепи паникадила с вершины храма, затем направилось к помещающейся над царскими вратами иконе Успения Богоматери. Образ был превращен силой удара в щепы. От царских врат удар молнии направился к Новодворской иконе Богоматери. Стоявший перед образом священник осыпан был огненными искрами, а покрывало перед образом совершенно сожжено огнем. И здесь-то обнаружилось особенное благоволение Владычицы к Своему пречистому образу. Последний, к удивлению всех присутствовавших, нисколько не был поврежден ни ударом, ни пламенем. Затем удар, как бы оттолкнутый невидимой силой от образа, направился в массивную толстую стену храма и устремился из храма с такой силой, что стоявшие в храме, придя в себя от изумления, увидели в стене громадную пробоину от взрыва молнии. Пожар в куполе между тем продолжался. Инокини обители в беспомощном отчаянии и с великим плачем смотрели на то, как огненная стихия распространяется все больше и больше. Значительная высота купола не давала возможное применить что-либо для защиты церкви от пламени. Но Божественное благоволение и небесный покров Владычицы спасли обитель от бедствия. Точно по мановению какой-то невидимой руки, раздувавшей пламя, ветер стих, наступила тишина, и огонь начал понемногу уменьшаться, пока совершенно не угас. Все бывшие при этом чудесном событии во всем происшедшем увидели явное знамение покровительства Пресвятой Богородицы.

9 июня 1847 года Николаем I утвержден проект перестройки теплой церкви во имя Иоанна Предтечи и колокольни в Каменском Успенском монастыре. Здесь погребён прах землевладелицы, жены Коллежского Асессора Татьяны Григорьевны Малаховой, урождённой Туткевич.

Просуществовал Каменский Свято-Успенский монастырь 247 лет. В 1928 году, решением Брянского губисполкома, от 15 октября 1928 года, Каменский Успенский монастырь был закрыт. Постепенно каменные здания и ограду стали разбирать для нужд Новозыбкова и других значимых объектов.

В наши дни к месту, где сохранились останки монастыря, нередко приходят люди. Возле реки Снов и родника с целебной родниковой водой, построена маленькая часовенка, ставшая местом посещения многих жителей Климовского района и близлежащих украинских сёл.

В 2003 году в полуразрушенной часовне монастыря проявился лик Богоматери. Несколько лет назад на стене колокольни возникла огромная фреска с ликом Богоматери. Это изображение -- копия некогда хранившейся в монастыре чудотворной иконы Новодворской Богоматери, пожертвованной обители при ее основании Черниговским архиепископом Лазарем Барановичем, тем самым, который когда-то «анафему» на Стародуб наложил. Место, где чудесным образом проявилась фреска, было раньше основным входом в монастырь. На руинах монастырского Успенского собора сегодня вьют гнезда аисты, а территория бывшего монастыря принадлежит Каменско-хуторскому сельскому совету. На самой территории монастыря расположился посёлок Забрама. В центре поселка в зарослях фруктовых деревьев виднеются несколько строений из красного кирпича. Это все, что осталось от некогда богатого монастыря. И без вмешательства человека, тут явно не обошлось. Сторожилы рассказывали, что кирпич для постройки фермы в селе Каменский хутор брали из ограды монастыря. Громадные щели в фундаменте сами по себе образоваться не могли. Теперь они в нескольких местах заложены камнями скальной породы. В округе выпирающие на поверхности, как будто специально сколотые каменные валуны -- не редкость. Хотя откуда они могли взяться на территории Брянской области -- еще одна тайна. На стенах собора кое-где можно разглядеть белую штукатурку. Собор уже давно не действует, стоит развалиной без дверей. В центре местные жители организовали подобие иконостаса. А вот и сама колокольня, деревянные двери которой закрыты на железный засов, но желающие легко могут его открыть. Если зайти внуть собора, первое, что бросается в глаза -- знаменитая фреска с ликом Богоматери, слава о которой идет далеко за пределы нашей области. Интересно то, что в академическом своде памятников Брянской области, где есть описание фрагменты росписей в брянских церквях, нет ни малейшего упоминания о существовании этой фрески. Остальные три стены -- пустые с большими трещинами на побелке.
Фреска бросается в глаза ярко-голубым пятном. В центре, на высоте трех метров -- фигура Богоматери с младенцем, в окружении шести ангелов. По слухам лик пречистой девы и фон вокруг него с каждым годом проступают все ярче. Это еще одна загадка развалин Каменского монастыря. Внизу можно разглядеть фигуры страждущих, которых ангелы подводят к парящей в воздухе в окружении херувимов Богородице. Не добрая рука тщательно затерла им глаза, и теперь они с укором взирают пустыми глазницами на монастырское запустение. Сейчас в колокольню потянулись люди. В основном женщины. Со свечами, иконами, вышитыми рушниками. Говорят, что Каменская Богоматерь, как прозвали изображение, помогает сохранить семью, исцеляет заболевших детей, охраняет родственников-военнослужащих.

Из воспоминаний жительницы посёлка Забрама:

Я в Забраму в 1948 году попала. — рассказывает единственная на момент нашего приезда живая душа в Забраме баба Дуня. — Монастырь еще до войны разрушили. Но жил у нас художник, картину мне подарил, как этот монастырь раньше выглядел. Помню, тут была еще теплая церковь. После войны в ней, да в соборе дети-сироты жили. Женщина за ними смотрела. А в 1954-м церковь загорелась. Говорили, что от сажи и топки. Но впоследствии выяснилось, что недостача детского белья приключилась и люди, смотревшие за детьми, сами запалили. Зимой это случилось. Мороз страшный был. А пожарные тогда какие были? Пока бочку с водой на лошади привезут, она уже и замерзла… В общем, крышу железную кое-как сорвали, огонь затушили. Деток по соседям да по монастырям приютили. Кирпичные стены колхоз на сараи разобрал, да и местные жители растащили кто что смог. Три метра земли скидывали, чтобы камень один достать! В часовне потом открыли магазин, керосином торговали. Но не очень долго. Крыши-то уже не было. Однажды там аисты поселились. Гнездо свили. Местные радовались — счастье принесли птицы. Село наше к тому времени разрослось: дом на дому. Между домами только тоненькие тропинки да цветники. Надумали наши мужики колокольню отремонтировать, деньги с народа собрали, кто сколько даст. Я сто рублей пожертвовала. Да только дела не вышло. Залезли они наверх, посмотрели, плюнули и не стали ничего делать… Только аистов спугнули! А вскоре и иконочка на стенке проявилась. Она известью замазана была. Старожилы вспоминают, что объявился тогда в селе православный священник с Украины Арсений. Собрал селян и предложил колокольню посмотреть. Местные долго не соглашались: всю жизнь в Забраме прожили, каждый камушек знают. А он настаивал, говорил, что вещий сон монашке приснился. Будто в часовне заброшенного монастыря лик Богоматери появился. А как в часовню народ вошел, глазам своим долго не верил: Изображение пречистой девы действительно виднелось на стене. Известие о появлении святого лика в Забраме быстро облетело округу. В колокольню потянулись вереницы болящих да страждущих с надеждой на чудесное исцеление. Знающие люди говорили, что «Каменская Богоматерь» исцеляет больных деток, помогает сохранить семью и охраняет родственников-военнослужащих. Чудное дело: крыши на колокольне нет, а дождь и ветер в нее не заходят. Отремонтировать ее — руки опускаются, все старое и прогнившее, а вот же, сколько лет держится! В этом святом месте и чудеса-предупреждения случаются. Старожили рассказывали, что перед Великой Отечественной войной поминальный звон из часовни слышали. Можете мне не верить, но несколько лет назад я этот звон тоже услышала. Когда у нас люди один за одним из-за горелки помирать стали. Да все молодые мужики! Видимо, этой войны нам уже не пережить… Может наказание такое за то, что святыню не сберегли?

Описание манастыря: архитектурный ансамбль монастыря в основном выдержанный в стиле украинского барокко, несмотря на утраты представляет собой интереснейший памятник брянского зодчества. Территория в плане имела форму неправильного четырехугольника, вытянутого от реки к поселку. В центре обращенной к нему северо-западной стены ограды находился главный вход в монастырь с надвратной колокольней. Композиционный центр ансамбля - собор Успения, поставленный на продольной оси комплекса, доминировал над остальными постройками. К северо-востоку от него располагался теплый трапезный храм. Эти основные сооружения с вертикально развитыми объемами были хорошо видны из-за невысоких стен и создавали живописный и выразительный силуэт монастыря. Внутри вдоль стен размещались каменные и деревянные кельи, дом настоятеля и другие здания.

Ограда: характерный образец монастырских оград 2-й половины 18 — середины 19 веков. Сохранилась фрагментарно — два небольших прясла по сторонам колокольни. Невысокая — 3,5-4 метра — кирпичная стена без башен снаружи была расчленена лопатками на отдельные прясла. Верхнюю часть, отделенную полкой, прорезали арочные отверстия типа бойниц — по девять проемов в каждом прясле и по одному в лопатках. Над завершающим трехступенчатым карнизом прежде возвышалась двускатная железная кровля. Примыкавшие к колокольне части стен были более высокими, их венчали маленькие шатры с главками на стройных шейках.

Успенский собор: один из замечательных храмов 2-й половины 18 века на Брянщине в стиле пышного украинского барокко. Монументальное здание сооружено из кирпича на фундаменте из местного камня и оштукатурено снаружи и внутри. Обновлено в 1889 году после того, как пострадало от удара молнии. К настоящему времени утрачены часть алтаря, кровли и купол с главой. Собор принадлежит к типу крестообразных в плане однокупольных храмов, характерных для архитектуры Левобережной Украины конца 17 – начала 18 веков. Основной объем образован четырьмя мощными пятигранными рукавами в два света, средокрестие которых увенчано высоким световым восьмериком. Центричность общего построения нарушают небольшие пониженные объемы дьяконника и жертвенника по сторонам алтаря в виде заканчивающихся полукружиями боковых апсид. Живописность и выразительность завершению придавали фигурные кровли рукавов (сохранились их оригинальные фронтоны с венчающими барабанчиками стройных главок) и типично украинский грушевидный купол восьмерика. Нарядный барочный декор фасадов состоит из своеобразных рустованных лопаток с филенчатыми нишами, охватывающих углы объемов, мощных полуколонн между рукавами креста, широких антаблементов и вычурных фигурных фронтонов над пятигранниками, украшенных в тимпанах арочными нишами. Внизу граней стен помещены крупные арочные ниши с простыми обрамлениями, трактованные как ложные окна; над ними - арочные окна, заключенные в пышные наличники с полуколонками по бокам и треугольными фронтонами, дополненные внизу и вверху штукатурными кругами-розетками. Типичны для украинской архитектуры и порталы в рукавах креста со скошенными верхними углами и филенчатыми нишами по сторонам. Аналогичный декор восьмерика, прорезанного арочными окнами, усилен бриллиантовым рустом угловых лопаток и треугольниками во фризе антаблемента. Штукатурная отделка фасадов середины 19 века придает всем деталям излишнюю сухость и измельченность. В интерьере высокие пятигранные рукава креста перекрыты сомкнутыми сводами с распалубками. Они полностью открыты в центральную квадратную в плане часть храма, образуя сильно развитое в высоту единое пространство. Подпружные арки рукавов, опирающиеся на утловые пилоны со срезанными внутренними углами, несут при помощи плоских парусов восьмерик с сомкнутым сводом. Многочисленные окна верхней части рукавов и восьмерика насыщают огромное помещение храма светом. Жертвенник и дья-конник, имеющие коробовые своды с конхами, соединены проемами в боковых стенах с алтарем. В соборе хранилась чудотворная икона Новодворской Богоматери, пожертвованная обители при ее основании Черниговским архиепископом Лазарем Барановичем.

 

Литература:

1. Александр Лазаревский. Описание старой Малороссии. Полк Старадубский. Т 1. изд. 2-е. - Белые берега: Десяточка, 2008. - с. 560.

2. Черниговские епархиальные известия (ЧЕИ). - 1910. №20. с. 883.

3. Архив УФСБ по Брянской области. Д. 7127-П.
4. Архив УФСБ по Брянской области. Д. 9766-П.

5. А. Н. Любавин. Каменский Успенский монастырь. - Брянск, 1999.

6. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область. М., 1998.

7. Газета «Десница-Брянск». Ерохина Наталья. Рукотворное чудо Забрамы. - 5 октября 2005.

8. Газета «КП — Брянск». Евгения Веденьевна. Поминальный звон. - 10 октября 2005.

9. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи. — М., 1908. - с. 912

10. Каменский Успенский женский монастырь и его святыня. — Чернигов: Епархиальные известия, 1892. — № 14. - с. 610-635.

11. Полетаев Н. На берегах Снови…// Авангард (Климовский р-н). — 2003. — 10 июля.

12. Газета «Возглас». Поселянин Е. Новодворская икона Божьей Матери. — №24 (121), декабрь 2007.

 

Категория: Климовский район | Добавил: Markizov (15.04.2011)
Просмотров: 3316 | Рейтинг: 3.4/5
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz